
Россия возлагает большие надежды на управляемый кризис в Приднестровье. С его помощью запланировано достичь сразу нескольких целей – сменить прозападное руководство в Республике Молдова на пророссийское, остановить процесс присоединения этой страны к ЕС, а если повезёт, то даже заставить Киев возобновить транзит российского природного газа через территорию Украины в Европу (формально – в интересах Молдовы, а на самом деле – для продолжения поставок газа в Словакию, Венгрию и Австрию).
Все эти цели Россия пытается достичь благодаря инициированному ею в конце 2024 года энергетическому кризису на Левом берегу Днестра, который в феврале 2025 года, согласно замыслу, должен перерасти в масштабную гуманитарную катастрофу.
Вообще, недавние президентские выборы в Молдове показали, что население этой страны не является монолитным в своем внешнеполитическом выборе. Часть граждан всё ещё продолжает с восхищением смотреть в сторону России, а последняя не теряет надежды остановить евроинтеграционный курс Кишинева и удержать свое влияние на этот регион.
Большая часть пророссийской публики сосредоточена в двух автономных образованиях Молдовы – Гагаузии и Приднестровье. Именно с ними Россия особенно тесно работает на протяжении последних двух лет (после того, как в 2022 году провалились несколько попыток государственного переворота и силового захвата власти в Кишиневе пророссийскими силами с участием боевиков группы Вагнера и других иностранных наёмников, преимущественно из Белоруссии и Сербии).
Ключевой факт заключается в том, что в течение 30 лет Приднестровье получало «голубое топливо» из России, де-факто, совершенно бесплатно. Таким образом, Москва спонсировала одну из зон нестабильности на постсоветском пространстве, с помощью которых она планировала вернуться и закрепиться на этих территориях (подобное касалось Нагорного Карабаха в Азербайджане, а также Абхазии и Южной Осетии в Грузии).
В то же время, де-юре, требование оплаты за поставленный на Левый берег Днестра газ Москва адресовала не Тирасполю, а Кишиневу. Правительство Молдовы никогда не признавало свою ответственность за присланные ему счета, однако на формальном уровне долговые обязательства Кишинева перед Кремлем росли и накапливались.
Как только Европейский Союз предоставил Молдове статус кандидата на вступление в ЕС, Москва немедленно потребовала от неё уплаты огромных сумм за газ, который десятилетиями поставлялся в Приднестровье (а также резко повысила цены на газ, поступавший в остальную часть Молдовы). Когда Кишинев снова отказался оплачивать долги Тирасполя, и дело было передано в международные арбитражные суды, Россия начала действовать более жёстко и радикально – она объявила о полном прекращении поставок «голубого топлива» в Приднестровье до тех пор, пока с ней не рассчитаются за долги. Причём это произошло в декабре 2024 года, то есть ещё до того, как Украина с 1 января 2025 года прекратила транзит российского газа через свою территорию. Что касается основной части Молдовы, то её энергетическая безопасность была существенно укреплена в 2022 году, когда был введён в эксплуатацию новый газопровод, транспортировавший газ с территории Румынии.
Несмотря на то что и Бухарест, и Кишинев своевременно предложили Тирасполю энергетическую помощь, власти Приднестровья демонстративно отказались от неё, не приведя никаких аргументов в пользу своего абсурдного решения. Позже предоставить гуманитарные энергетические поставки в Приднестровье (в виде газа и антрацитового угля) предложила также Украина.
Тем не менее, в Тирасполе выполняют указания Москвы и отказывают всем в оказании помощи жителям Левого берега Днестра. Цель России – искусственно создать ситуацию гуманитарной катастрофы, обвинить прозападное руководство Молдовы в безответственном отношении к собственному населению, спровоцировать массовые беспорядки на социально-экономической почве и добиться смены власти в этой стране. Параллельно Москва будет оказывать давление на Киев, Брюссель и различные международные организации, лоббируя возобновление транзита российского «голубого топлива» через территорию Украины, утверждая, что это позволит решить энергетические проблемы приднестровского региона.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что в Приднестровье наблюдается не только нехватка природного газа, но и серьёзный дефицит электроэнергии, так как на протяжении последних десятилетий электроэнергия производилась на местной ТЭЦ, которая работала, конечно же, на российском газе, бесплатно поступавшем в больших объёмах.
В настоящее время приднестровская ТЭЦ срочно переключилась на работу на угле, определённые запасы которого в своё время были завезены из Донецкой области Украины, территория которой сейчас продолжаются активные боевые действия. Запасов антрацитового угля в ПМР осталось лишь до конца января – начала февраля (интенсивность его использования зависит также от того, насколько холодными окажутся два зимних месяца этого года).
В целом, для обеспечения полноценной жизнедеятельности приднестровского региона местной ТЭЦ необходимо использовать тысячу тонн угля в сутки – это очень серьёзная цифра. Даже если Приднестровье всё-таки согласится принять гуманитарную помощь, а Евросоюз оплатит доставку партий угля из Румынии и Украины (сейчас об этом идут переговоры), этих поставок, скорее всего, просто не хватит из-за крайне больших объёмов угля, необходимых Левому берегу Днестра.
В этих обстоятельствах Россия может попытаться добиться для себя ещё одной выгоды. Так, Москва предложит привезти критически необходимый для Тирасполя уголь морским путём из портов Азовского моря. Более того, Кремль может даже заявить о готовности взять на себя все расходы на закупку и транспортировку угля из Южно-Африканской Республики. В таком случае Турции придётся пропустить российские баржи со спасительным углём через Босфорский пролив.
В этой ситуации, как предполагают некоторые обозреватели, россияне могут попытаться спрятать в трюмах своих барж оружие, боеприпасы и даже небольшие отряды спецназначения. Однако Приднестровье не имеет выхода к побережью Чёрного моря, и всё это может попасть к ним исключительно через Джурджулешты – единственный порт Молдовы на побережье Дуная, который имеет выход к Чёрному морю.
Ясно, что молдавские пограничники и таможенники будут добросовестно и тщательно проверять любые суда, перевозящие грузы для приднестровского региона, не говоря уже о тех, к которым будет иметь отношение Россия (даже если они будут маркированы как гуманитарные поставки). Что же касается гипотетической попытки России захватить сам порт Джурджулешты, то большинство военных аналитиков считает такой сценарий крайне маловероятным (хотя, чисто теоретически, он не исключается).
В целом, последние события, связанные с Грузией, Азербайджаном и Молдовой, свидетельствуют о том, что Россия чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться за восстановление своего влияния на просторах бывшего СССР. При этом сейчас Москва ограничена в ведении своих гибридных войн и спецопераций с соседними государствами из-за войны с Украиной, которая длится уже почти три года.
Comentarios